ООО «Эл-Кран»
248 033, Калуга,
2-ой Академический проезд, 15

Приводные колеса мостового крана / Ведущее колесо мостового крана

МОСТОВОЙ КРАН

мостовой кран

Грузоподъёмная техника находит свое применение там, где требуются погрузочно-разгрузочные работы, необходимо передвижение грузов в пределах технологических цепочек на производстве или строительстве, а также для выполнения монтажно-ремонтных работ с крупногабаритными агрегатами.

С 2009 года наша компания работает на рынке запчастей для промышленного оборудования. Колёса, катки и другие комплектующие для кранов мы изготавливаем на собственном производстве или поставляем как авторизованные дилеры. Запчасти с заводским клеймом «Эл-Кран» давно зарекомендовали себя на крановой технике не только в России, но и за её пределами.

Выбор крана зависит от предстоящих практических задач и условий его эксплуатации. Наиболее широкое распространение нашли краны мостового типа. Название этот тип кранов получил, благодаря особенностям конструкции, в которой основные несущие балки своим расположением напоминают мост.

Точное определение «мостовой кран» дается в ИСО 4306-1:2007. Согласно этим стандартам, кран мостового типа является мостовым, если он оборудован мостами, установленными прямо на подкрановый путь.

Если мостовой кран опирается на рельсы (надземный подкрановый путь), то он является опорным, если мостовой кран подвешен к двутавру (нижние полки подкранового пути), то подвесным.

Основными узлами конструкции крана мостового являются:

  • Подкрановые пути или опоры – по ним происходит перемещение основного механизма крана;
  • Основная (пролётная) балка – опирается на опоры и передвигается на специальных ходовых колёсах в горизонтальном направлении;
  • Мостовая ходовая тележка, закреплённая на балке – перемещается в перпендикулярном направлении относительно оси движения основной балки;
  • Лебедка или таль – обеспечивает вертикальное перемещение груза;
  • Кабина - из нее происходит управление краном.

Таким образом, мост крана образован основными (пролётными) балками, соединёнными с концевыми, в верхней части которых закреплён подтележечный рельс. Для ограничения крайних положений ходовой тележки предусмотрены специальные упоры.

Современные мостовые краны могут поднимать до 1000 тонн груза. По виду движения их разделяют на однобалочные и двухбалочные. Двухбалочная конструкция позволяет поднимать более тяжёлые грузы и на большую высоту. При этом краны с однобалочной конструкцией моста и грузоподъёмностью до 10 тонн также называют кран-балками.

Кроме грузоподъёмности, с производителями согласовывают другие характеристики мостового крана, которые напрямую влияют на выбор его конструкции и комплектующих.

Краны мостовые могут устанавливаться на площадках как открытого, так и закрытого типа, проектироваться для диапазона температур от -20°С до +40°С или от -40°С до +40°С. Исполнение крана может быть общепромышленное, пожаробезопасное, взрывозащищенное или другое под специальные задачи. Тип управления краном может быть ручной, электрический или радиосигналом. Приводиться в движение сам кран или его узлы могут механическим способом (с участием рабочих) или с помощью электричества. Вес грузов, частота использования, плавность перемещения, климатические нагрузки и тому подобное влияют на конструктивное решение грузоподъёмной машины, вплоть до создания уникальных вариантов.

Наибольшее распространение получили мостовые краны в общепромышленном исполнении с электрическим приводом.

МЕХАНИЗМ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ МОСТОВОГО КРАНА

За обеспечение подвижности крана отвечает механизм передвижения. В кранах мостовых он устанавливается, как на самом мосту, чтобы обеспечить его перемещение по подкрановым путям, так и на тележке - для ее перемещения вдоль кранового пролёта.

Механизм передвижения мостового крана с электрическим приводом, как правило, включает в себя:

Диапазон мощностей электрических приводов очень широк - от сотен Ватт до 1000 кВт. В перспективе их мощность может дойти до 1500-2500 кВт. Электродвигатель связан системой передач с ходовой частью крана, снабженной приводными (ведущими) и неприводными (холостыми) колёсами. Все элементы механизма передвижения размещены на движущейся раме грузоподъёмной машины или тележки. В этом случае крутящий момент передаётся сразу на ходовые колёса.

Для мостовых кранов используется два типа приводов:

  • центральный;
  • раздельный.

Для того, чтобы подобрать оптимальный вариант привода, необходимо сделать технико-экономические расчёты.

При центральном приводе все ведущие колёса мостового крана приводятся в движение от общего приводного электродвигателя, а крутящий момент передается трансмиссионным валом. Такая конструкция требует специальной площадки на мосту крана. При раздельном приводе – работа каждого колеса или группы ведущих колёс происходит от индивидуального привода. Как показывают расчёты, для кранов с длиной пролёта свыше 16-ти метров целесообразно применять схему с раздельным приводом.

По типу трансмиссионного вала механизм передвижения с центральным приводом мостового крана бывает:

  • с тихоходным валом;
  • со среднеходным валом;
  • с быстроходным валом.

Ключевыми параметрами для выбора типа центрального привода будут грузоподъёмность, скорость движения, длина пролёта, тип металлоконструкции.

А) На условной схеме ниже показан механизм передвижения с центральным приводом и тихоходным трансмиссионным валом. Все ссылки активны и могут переключить Вас в тематический раздел Каталога.

Механизм передвижения мостового крана с центральным приводом и тихоходным трансмиссионным валом Схема 1а). Механизм передвижения мостового крана с центральным приводом и тихоходным трансмиссионным валом
  1. Электродвигатель
  2. Тормоз
  3. Трансмиссионный вал
  4. Редуктор
  5. Промежуточные опоры
  6. Зубчатая муфта
  7. Приводное колесо

Главной отличительной особенностью этой схемы является то, что здесь трансмиссионный вал может вращаться с частотой, равной частоте вращения приводных колёс и передаёт на них значительный крутящий момент. Отсюда вал, муфты и опоры должны иметь большие размеры, а сам механизм большую массу.

Следовательно, чем больше грузоподъёмность крана, длиннее пролёт моста, выше скорость, тем менее целесообразным становится применение такого типа привода. Он прекрасно зарекомендовал себя в тихоходных механизмах при относительно невысокой грузоподъёмности и облегчённых конструкций крана из металла.

Б) На условной схеме ниже показан механизм передвижения с центральным приводом и среднеходным трансмиссионным валом. Все ссылки активны и могут переключить Вас в тематический раздел Каталога.

механизм передвижения с центральным приводом и тихоходным трансмиссионным валом Схема 1б). Механизм передвижения мостового крана с центральным приводом и среднеходным трансмиссионным валом

При такой сборке привода достигается уменьшение размеров и массы трансмиссии. Чтобы передать крутящий момент с трансмиссионного вала на приводные колёса мостового крана используют зубчатые передачи открытого типа, которые состоят из шестерён, установленных на концах трансмиссионного вала, и венцов зубчатых, установленных на колёсах. При другом варианте вблизи колёс располагают концевые редукторы. Дополнительной зубчатой передачей увеличивается крутящий момент на ходовом колесе, а редуктор имеет уменьшенное передаточное число. За счёт этого на среднеходном трансмиссионном валу в несколько раз происходит уменьшение нагрузки, чем на тихоходном валу крана с аналогичными параметрами, что позволяет использовать муфты, опорные подшипники и вставки меньших размеров. Однако за счёт дополнительного оборудования общая масса механизма передвижения остаётся значительной.

Открытые зубчатые передачи, в силу своей недолговечности, не нашли широкого применения в механизмах передвижения мостовых кранов.

В) На условной схеме ниже показан механизм передвижения с центральным приводом и быстроходным трансмиссионным валом. Все ссылки активны и могут переключить Вас в тематический раздел Каталога.

Механизм передвижения мостового крана с центральным приводом и быстроходным трансмиссионным валом Схема 1в). Механизм передвижения мостового крана с центральным приводом и быстроходным трансмиссионным валом

Применение быстроходного вала позволяет использовать трансмиссионный вал, подшипники и муфты еще меньшего размера, так как крутящий момент, который они передают, равен крутящему моменту двигателя, а угловые скорости вращения вала и двигателя равны. Редукторы на концах трансмиссионного вала увеличивают крутящий момент до нужной величины и предают его на ведущие колёса. В результате такой компоновки происходит ещё большее уменьшение массы и диаметра вала.

Такая схема применяется на мостовых кранах с большими пролётами и предполагает высокие требования к точности изготовления и монтажа её элементов.

С) На условной схеме ниже показан механизм передвижения с раздельным приводом. Все ссылки активны и могут переключить Вас в тематический раздел Каталога.

Механизм передвижения мостового крана с раздельным приводом Схема 1г). Механизм передвижения мостового крана с раздельным приводом

В механизме передвижения мостового крана с раздельным приводом каждая сторона моста имеет свой приводной механизм. Он рассчитывается как 60% от всей мощности и предполагает компенсацию возможной неравномерности загрузки.

Такие конструктивные решения позволяют осуществлять изготовление приводных агрегатов готовыми блоками, что обеспечивает удобство и простоту монтажа, ремонта и технического обслуживания мостовых кранов, а также значительно расширяет их применение. Приводные агрегаты с раздельным приводом используют на кран-балках с пролетами свыше 15 м и в механизмах передвижения грузовых тележек мостовых кранов.

Таким образом, вал, его масса и диаметр, колесо приводное, зубчатая муфта, тормоз, редукторы, двигатель и характер их взаимодействия определяют особенности механизма передвижения мостового крана с электрическим приводом.

ПРИВОДНЫЕ КОЛЁСА МОСТОВОГО КРАНА

В кранах мостовых могут применяться одно-, двухребордные и безребордные колёса. Также колёса могут иметь отличия по форме обода поверхности катания. Она может быть цилиндрическая или коническая. Установка конкретного типа колеса зависит от конструкции крана, а также от геометрии подкрановых путей.

Крановое колёсо с цилиндрической поверхностью катания Схема 2а). Крановое колёсо с цилиндрической поверхностью катания
Крановое колёсо с конической поверхностью катания Схема 2б). Крановое колёсо с конической поверхностью катания

Приводные колёса мостового крана или ведущее колесо мостового крана – это та часть ходовых колёс, которая соединена непосредственно с механизмом передвижения крана или тележки. Как правило, приводными делают не менее половины, а бывает, что и все установленные ходовые колёса.

Для мостовых кранов с центральным приводом, работающих на криволинейных участках, ведущие колёса делают только с коническим ободом. Это позволяет лучше выравнивать возможные перекосы крана, а также уменьшать сопротивление, возникающее при передвижении крана по подкрановым путям. Ведомые колёса всегда делаются цилиндрическими.

В мостовых кранах с раздельным приводом, а также, если общее число ходовых колёс больше четырёх, как правило, устанавливают цилиндрические колёса. Для тележек рекомендовано применять также цилиндрический вариант исполнения обода. В некоторых случаях при использовании мостовых кранов с цилиндрическими колёсами в качестве ведущих является допустимым периодическое набегание реборд на рельсы. При этом для минимизации износа реборд колеса и поверхности рельса применяется специальная твёрдая смазка, тогда колесо и крановый путь получают меньшее взаимное трение.

Выбор целесообразности применения колёс с тем или иным типом ребра в первую очередь определяется необходимостью обеспечить устойчивое передвижение крановой техники. Например, при погрешностях монтажа подкрановых путей используются двухребордные колёса к2р с шириной поверхности катания на 30-40 мм больше, чем головка рельса, а для крановых тележек этот параметр будет 15-20 мм. Как правило, двухребордное колесо и мостовой кран – это оптимальное решение вне зависимости от ширины колеи.

Если крановый путь подвесного типа, то колесо может быть выполнено одноребордным. Также одноребордными могут быть приводные колёса опорных и подвесных грузовых тележек мостовых кранов.

Применение колёс без боковых ребер на мостовых кранах допустимо с использованием специальных боковых направляющих роликов. Они исключают сход с рельсов и заменяют реборды с меньшей потерей на трение. Устанавливаются на балансирах (балансирная крановая тележка с приводными колёсами), при этом под рельс укладывается специальный резиновый вкладыш, толщиной 5-6 мм, который смягчает удары и повышает срок службы прилегающих поверхностей рельса и балки.

Главный технический документ, регламентирующий производство приводных колёс мостового крана, по которому можно определить необходимый диаметр колеса, материал заготовки и другие ключевые параметры - ГОСТ 28648–90. Зачастую основной причиной досрочного выхода из строя различных узлов мостового крана является неточность установки подкрановых путей. Эти работы должны производиться в строгом соответствии с требованиями Правил Росгортехнадзора.

ПОКУПКА ЗАПЧАСТЕЙ В КОМПАНИИ “ЭЛ-КРАН”

Компания «Эл-Кран» не допускает в своей работе отступления от требований нормативных документов. Скорее наоборот, стремится постоянно повышать собственную планку культуры производства. В некоторых параметрах, например, глубина и плавность закалки, наше оборудование и опыт позволяют стабильно давать более серьёзные результаты, чем определяет государственный стандарт.

В тематическом поле «колесо - кран» наши специалисты работают уже более 10-ти лет, поэтому любая запчасть или деталь может быть Вам предложена в самом оптимальном соотношении цены и качества. Возможна продажа готовой продукции, изготовление в кратчайшие сроки каталожных позиций, а также согласование стоимости нестандартных заказов по Вашему чертежу.

Нужную Вам продукцию, например, «венец зубчатый» «муфта» можно заказать из Каталога на сайте или купить, позвонив по бесплатному федеральному номеру. Цена Вам будет озвучена нашим менеджером после уточнения необходимой информации.

Ваша заявка отправлена!
Заказать звонок

Нажимая кнопку "отправить", Вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения